Структура описания педагогического опыта

При подготовке к описанию опыта рекомендуем ответить на следующие вопросы:

  • Какие результаты своей деятельности Вы считаете самыми показательными?
  • Как это можно измерить и доказать?
  • Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
  • Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки, схемы,  набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)
  • Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые Вами нововведения?
  • Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
  • Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?
  • Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном направлении?
  • Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие решаемые проблемы и противоречия указать?
  • Как бы Вы  рассказывали о данном опыте своим коллегам?

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сущности опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов. 

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.