Для педагогов

Какие же требования предъявляются к речи воспитателя?


1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи.
 Так, при разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
 3. Речь воспитателя должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора.

 При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
 Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций.

 
 4. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:
 
 -при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;
 -обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
 Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.  Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов, слов – паразитов.
 Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов – эмболов- мусорных слов, нужно стараться не употреблять слова – паразиты такие, как «понимаешь», «вот», «между прочим», убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого»).
 Ещё хочется остановиться на такой проблеме, как постановка вопроса. Часто в практике, воспитатели на занятии задают вопрос неверно, не продуманно.
 Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Например, на занятии по пересказу педагог говорит: “Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? ” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно.
 
 5. Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию. А также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д.
 
 Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
 
 1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения) .
 2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей) .
 3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
 
В заключение следует сказать, что правильной речи человек обучается всю жизнь. Каждому ребенку мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.
 
 
Таким образом, говоря о коммуникативной функции  воспитателя, необходимо ещё раз сделать акцент на то, что речь педагога , общающегося с детьми, должна быть чёткой, громкой, эмоционально-окрашенной, понятной и культурной!

свернуть

Скороговорки для развития речи


Скороговорки - это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука. Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:
1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог. 
2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую. 
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками. 
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.
 
У бабы бобы, у деда дубы.
 
До города дорога в гору,
От города - с горы.
 
У Бобы винт, У Вити бинт.
 
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.
 
От топота копыт пыль по полю летит.
 
У пеньков опять пять опят стоят.
 
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
 
Ткет ткач ткани на платки Тане.
 
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.
 
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
 
 
Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен. Дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
 Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель дошкольного образования.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.
 Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь?
 В практике воспитатели нередко допускают ошибки при повседневном общении с детьми:
 Вот один из примеров. «Катя, надень куклу» или «Одень на куклу платье» — говорит воспитатель детям.
 Иногда воспитатель употребляет педагогические, непонятные детям термины: “Сейчас будем заниматься дидактическими играми”.
 Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
свернуть