Для родителей

Родителям будущих первокласников

Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь учителю-дефектологу.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок". Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые.

Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: 

  • картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.
  • Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. 
  • Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок. 
  • Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. 
  • Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ. 

Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.

Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.                                                                                           Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.

После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.

Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий - "эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.

Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.Путаница. Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".

Можно предложить и такие игры-упражнения. хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.

Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).

Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.

 Успехов вам!

свернуть

Общее недоразвитие речи – что это такое?

Нарушение звукопроизношение у детей могут выступать либо как самостоятельное нарушение речи, либо как один из симптомов какого — то гораздо более сложного речевого расстройства. Во втором случае родителей чаще всего беспокоит неправильность произношения ребенком звуков, которые при этом не замечают его отставания в общем речевом развитии.

О нарушении звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи говорят тогда, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же наряду с этим у него отмечаются так же бедный запас слов и неправильное построение фраз, то это говорит об общем отставании в речевом развитии.

Общее недоразвитие речи (ОНР) подразумевает нарушения всех компонентов речи, т. е. звукопроизношения, фонематического слуха, структуры слова, словарного запаса, грамматических категорий, связной речи.

Что же делать, если вашему ребенку поставили диагноз «общее недоразвитие речи»?

Конечно, лучший выход — определение ребенка в специальную группу учреждения дошкольного образования. Здесь с ним ежедневно будут заниматься коррекционной работой учитель — дефектолог, воспитатели, а родителям дома, разумеется, нужно помогать ребенку закреплять и повторять усвоенный материал. В таких условиях больше шансов исправить ситуацию до поступления в школу.

Если нет возможности определить ребенка в специальную группу, то родители должны водить его на занятия к логопеду в поликлинику или центр коррекционно — развивающего обучения и реабилитации своего района. В любом случае ребенку необходимо уделить максимальное внимание, как можно больше общаться, заниматься, развивать мелкую моторику рук, тренировать внимание, память, мышление, расширять словарный запас, учить правильно строить фразы.

Дорогие родители, вам потребуется колоссальное терпение и время. Ваша помощь обязательно принесет положительные результаты. От вас зависит очень многое!

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Как развить речь ребенка?

  • С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике — в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  • Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями.
  • На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.
  • Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
  • Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
  • Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Звукопроизношение у детей.

В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога:

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими;
  • Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);
  • Малыш заикается;
  • Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или Речь и развитие моторики, их взаимосвязь

Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками — средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь.

Игры и упражнения:

На развитие тактильного восприятия

«Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это)

Игры с водой

«Тонет — не тонет», «Теплый — холодный» и т.д.

С песком и другим сыпучим материалом

«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др.

Игры с нанизыванием

«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»...

Фольклорные пальчиковые игры

«Сорока — ворона», «Ладушки»

На выкладывание

«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики», «Шнуровки», «Застежки» и др.

свернуть

Заикание

Часто у родителей возникает вопрос: Как же распознать заикание? Каковы же его признаки? Можно ли предотвратить?

Первые признаки заикания таковы:

  • малыш вдруг отказывается говорить, при этом молчание может продолжаться несколько часов и даже целые сутки; после этого периода ребенок начинает говорить уже заикаясь;
  • ребенок перед произнесением отдельных слов добавляет лишние звуки, например а или и;
  • перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями – затрудняется начать речь;
  • в словах и фразах ребенок делает паузы, «передышки»;
  • рассказывая что-либо, ребенок повторяет первые слоги в словах или целиком слова/фразы.              

 Ребенку с первичным заиканием (2-3 недели) необходим специальный режим:

  • Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение волнений. Исключить просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.).  
  • Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.
  • Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.
  • Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.

Как предотвратить заикание?

  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом.  Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми.
  • Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
  • Нельзя читать детям книг, не соответствующих их возрасту.
  • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка.
  • Не следует перегружать ребенка  большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
  • Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его  не дразнили другие дети.
  • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно, не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
  • Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
  • На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
  • Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
  • Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

И самое важное — в ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку.

Больше спокойствия и любви к своему ребенку! 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Рекомендации к проведению упражнений.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

    Упражнения для губ.

  1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  Упражнения для развития подвижности губ:

  1. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Статические упражнения для языка. 

  1. «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. «Иголочка».  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. 

  1. «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2.  «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  3.  «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  4.  «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  5.  «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  6. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

свернуть

Практические советы

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи,

то данные советы помогут быстро и эффективно преодолеть нарушение:

  • согласовывайте с учителем-дефектологом и воспитателем дошкольного образования  всю работу по воспитанию правильной речи;
  • покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
  • систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
  • занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
  • не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
  • соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
  • вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
  • постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
  • учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
  • работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
  • помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
  • верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
  • не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
  • не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.
свернуть

15 советов для родителей

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

 

 

свернуть

Полезные «ёжики» Су-Джок

ИзображениеРодителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Так же развитию мелкой моторики дошкольников спо-собствует перебирание крупных, а затем и более мелких предметов – пуговицы, бусины, крупы, выполнение пальчиковой гимнастики и др.

Хорошим помощником в развитие мелкой моторике являются необыч-ные «ёжики» Су-Джок. Это шарики – массажёры с кольцами внутри. Так как на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Его можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Использование Су-Джок массажёра возможно в любом месте и в любую свободную минутку. Это интересно не только детям, но и взрослым. Он не имеет противопоказаний к применению, доступен для любого человека. При систематическом использовании Су-Джок к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Использование самомассажа с помощью шарика Су-Джок в сопровож-дении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют использовать их как весёлые непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность логопедической работы. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием «ёжика» Су- Джок:

Вот помощники мои

Вот помощники мои. (показать пальцы)

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки. (шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок. (повторить с другой рукой)

На лужок

На лужок пришли зайчата,

Межвежата, барсучата,

Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)

Капустка

Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке)

Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои

Их, как хочешь, поверни-

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять. Постучали, (постучать пальцами о шарик)

Повертели (повертели шарик на ладошке)

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

свернуть

Развиваем мелкую моторику

Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо, учитывая возможности детей и характер нарушения речи. Пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие общей моторики позволяют детям овладевать своими мышцами, управлять своими движениями. Выполнение упражнений для ног, рук, туловища способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, челюстей. Двигательная активность ребёнка помогает лучше развивать его речь, с другой стороны формирование движений происходит при участии речи. Слово – основной элемент двигательно-пространственных упражнений.
Особенно необходимо отметить пользу игр на развитие мелкой моторики, пальчиковую гимнастику для детей с отклонениями в развитии, так как многими исследователями доказана тесная связь между развитием речи и состоянием моторики кистей рук.
Тексты игр, упражнений должны быть рифмованными подсказками к движениям, которые ребёнок быстро запомнит. Стихотворный ритм улучшает произношение, развивает дыхание, темп речи, речевой слух. Двигательные упражнения могут содержать элементы психогимнастики, учат детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх).
Виды работ по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях:
 - упражнения для кистей рук и пальцев;
 - массаж рук, самомассаж;
 - закаливание кистей рук (во время гигиенических процедур);
 - заучивание стихов, потешек, считалок и одновременное выполнение движений пальцев;
 - пальчиковая гимнастика и игры;
- застёжки, шнуровки, раскраски, обводки;
 - различные виды мозаик, конструктора, пазлы;
 - работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками;
 - составление узоров из круп, природного материала, пуговиц.
 - работа с ножницами, карандашом и ручкой в  тетрадях и альбомах;
 - выполнение различных заданий педагога на развитие мелкой моторики;
 - застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;
 - завязывание и развязывание шнурков;
 - рисование на крупе, песке и асфальте.

 

свернуть

Зачисление в ПКПП

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Партизанского района г. Минск, расположенного по адресу: улКозлова, 19, г.Минск,
График работы психолого-медико-педагогической комиссии
Вторник     с 9.00 до 13.00                
Среда         с 9.00 до 13.00
Предварительная запись на ПМПК ведется секретарем центра по телефону 244-84-17
Для прохождения психолого – медико – педагогической комиссии, законными представителями  предоставляются документы: 
⦁ медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), логопеда, психоневролога;
⦁ направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения ПМПК;
⦁психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
⦁ несколько детских рисунков.
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.
С заключением ЦКРОиР или его копией необходимо прийти к учителю-дефектологу яслей-сада для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.
Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:
1.заявления законного представителя обучающегося;
2.заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

свернуть

Выполнение рекомендаций учителя-дефектолога дома

Рекомендации учителя-дефектолога или «домашнее задание» — это индивидуальная форма учебной деятельности детей дошкольного возраста, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Родители часто спрашивают, сколько нужно заниматься у учителя-дефектолога?
В одних случаях преодоление дефектов длится от 2 до 6 месяцев. В случае общего недоразвития речи  от 6 месяцев и более, с обязательной и неукоснительной помощью  со стороны родителей, выполняющих домашние задания логопеда вместе с ребенком.Выполнение домашних заданий является огромной помощью учителю-дефектологу. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям учителя-дефектолога, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.
Родители, по рекомендациям учителя-дефектолога, могут ежедневно дозированно давать знания ребенку. Получая новые знания, ребенок развивает свой словарь, обогащает его существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, преодолевает нарушения грамматического строя речи, учится самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, изменять по родам и числам и др. Используя иллюстрированный материал, ребенок развивает и связную речь. Он научится составлять и распространять предложения, пересказывать рассказ по картинкам, придумывать продолжения начатых взрослым рассказов, самостоятельно составлять рассказы.
Каково значение домашнего задания?
 Оно имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается весь пройденный материала на занятиях у учителя-дефектолога.
При выполнении домашнего задания у многих возникают традиционные проблемы.
Дети — дошкольного возраста:
⦁ не знают или забывают, что задано на дом;
⦁ не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
⦁ тратят много времени на его выполнение;
⦁ делают работу не полностью;
⦁ допускают много ошибок.
Родители детей:
⦁ невнимательно читают домашнее задание;
⦁ не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
⦁ забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
⦁ не приходят за советом к учителю-дефектологу для консультации по выполнению домашнего задания с ребенком в семье.
Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.
⦁ Не превыщайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
⦁ Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
⦁ Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
⦁ Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
⦁ Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
⦁ Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
⦁Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
⦁ Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

свернуть

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

свернуть