Для родителей

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь!


        Развивать общую и мелкую моторику у детей необходимо, учитывая возможности детей и характер нарушения речи. Пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие общей моторики позволяют детям овладевать своими мышцами, управлять своими движениями. Выполнение упражнений для ног, рук, туловища способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, челюстей. Двигательная активность ребёнка помогает лучше развивать его речь, с другой стороны формирование движений происходит при участии речи. Слово – основной элемент двигательно-пространственных упражнений.
       Особенно необходимо отметить пользу игр на развитие мелкой моторики, пальчиковую гимнастику для детей с отклонениями в развитии, так как многими исследователями доказана тесная связь между развитием речи и состоянием моторики кистей рук.
       Тексты игр, упражнений должны быть рифмованными подсказками к движениям, которые ребёнок быстро запомнит. Стихотворный ритм улучшает произношение, развивает дыхание, темп речи, речевой слух. Двигательные упражнения могут содержать элементы психогимнастики, учат детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх).
Виды работ по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях:
 - упражнения для кистей рук и пальцев;
 - массаж рук, самомассаж;
 - закаливание кистей рук (во время гигиенических процедур);
 - заучивание стихов, потешек, считалок и одновременное выполнение движений пальцев;
 - пальчиковая гимнастика и игры;
- застёжки, шнуровки, раскраски, обводки;
 - различные виды мозаик, конструктора, пазлы;
 - работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками;
 - составление узоров из круп, природного материала, пуговиц.
 - работа с ножницами, карандашом и ручкой в  тетрадях и альбомах;
 - выполнение различных заданий педагога на развитие мелкой моторики;
 - застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;
 - завязывание и развязывание шнурков;
 - рисование на крупе, песке и асфальте.

свернуть

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи


Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Партизанского района г. Минск, расположенного по адресу: улКозлова, 19, г.Минск,
График работы психолого-медико-педагогической комиссии
Вторник     с 9.00 до 13.00                
Среда         с 9.00 до 13.00
 Предварительная запись на ПМПК ведется секретарем центра по телефону 244-84-17
Для прохождения психолого – медико – педагогической комиссии, законными представителями  предоставляются документы: 
⦁ медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), логопеда, психоневролога;
⦁ направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения ПМПК;
⦁ психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок;
⦁ несколько детских рисунков.
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.
С заключением ЦКРОиР или его копией необходимо прийти к учителю-дефектологу яслей-сада для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.
Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:
заявления законного представителя обучающегося;
⦁ заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
свернуть

Выполнение рекомендаций учителя-дефектолога дома


 
Рекомендации учителя-дефектолога или «домашнее задание» — это индивидуальная форма учебной деятельности детей дошкольного возраста, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
  Родители часто спрашивают, сколько нужно заниматься у учителя-дефектолога?
В одних случаях преодоление дефектов длится от 2 до 6 месяцев. В случае общего недоразвития речи  от 6 месяцев и более, с обязательной и неукоснительной помощью  со стороны родителей, выполняющих домашние задания логопеда вместе с ребенком.
  Выполнение домашних заданий является огромной помощью учителю-дефектологу. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям учителя-дефектолога, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, но и сложные речевые конструкции.
  Родители, по рекомендациям учителя-дефектолога, могут ежедневно дозированно давать знания ребенку. Получая новые знания, ребенок развивает свой словарь, обогащает его существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, преодолевает нарушения грамматического строя речи, учится самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, изменять по родам и числам и др. Используя иллюстрированный материал, ребенок развивает и связную речь. Он научится составлять и распространять предложения, пересказывать рассказ по картинкам, придумывать продолжения начатых взрослым рассказов, самостоятельно составлять рассказы.
Каково значение домашнего задания?
 Оно имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается весь пройденный материала на занятиях у учителя-дефектолога.
При выполнении домашнего задания у многих возникают традиционные проблемы.
Дети — дошкольного возраста:
⦁ не знают или забывают, что задано на дом;
⦁ не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
⦁ тратят много времени на его выполнение;
⦁ делают работу не полностью;
⦁ допускают много ошибок.
Родители детей:
⦁ невнимательно читают домашнее задание;
⦁ не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
⦁ забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
⦁ не приходят за советом к учителю-дефектологу для консультации по выполнению домашнего задания с ребенком в семье.
Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.
 
⦁ Не превыщайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
⦁ Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
⦁ Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
⦁ Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
⦁ Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
⦁ Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
⦁ Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
⦁ Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
свернуть

Логопедический словарь для родителей


Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

свернуть